
Литературной основой христианской религии является "Новый завет" - сборник произведений, включающий в себя 4 евангелия, деяния апостолов, послания нескольких авторитетных раннехристианских писателей, адресованные общинам зарождающейся религии и "Откровения Иоанна богослова". Время написания "Нового завета" - конец 1 века н.э. - 2 век н.э., отдельные поправки и изменения вносились до 4 века. Язык нового завета - койне - разновидность греческого языка, общая для Римской Империи того времени.
Идеологической основой зарождающегося христианства послужил иудаизм - религия еврейского народа. В конце первого тысячелетия Римская Империя объединила под своим управлением весь юг Европы, западную часть Азии и север Африки. Римские провинции сохраняли некоторую независимость в области культуры и религии - римляне терпимо относились к местным верованиям, до той степени, пока они не мешали государственным финансовым и политическим интересам. Еврейский народ, в силу особенностей религии иудаизма, имел относительно высокую степень самосознания. Еще во времена вавилонского плена в середине первого тысячелетия до н.э. в иудейском эпосе сформировалась надежда в приход Машиаха (или в греческом переложении мессии) - помазанника бога, который должен был придти и избавить народ от чужеземного угнетения, навсегда освободить евреев и создать вечное независимое государство. Этот мотив всплывал снова и снова на протяжении последующих столетий с каждой сменой завоевателей без особого улучшения положения народа. Вера в будущий приход спасителя стала официальным догматом иудейской веры.
Как и в любом общественно-религиозном образовании со временем в иудаизме формировались различные идеологические течения. В конце второго века до н.э. выделилось направление ессеев - фундаменталистких сект, считавших необходимостью строгое повседневное соблюдение всех религиозных требований "Закона" - Пятикнижия Моисея. Такие секты часто образовывали поселения в малонаселенных районах на краю пустыни. Название "Новый завет" происходит от названия одной из таких сект, однако ессейская идеология значительно отличается от христианской.
В условиях напряженной социальной обстановки в Палестине второго века до н.э. - начала второго века нашей эры постоянно вспыхивали некрупные восстания; предводители восстаний зачастую использовали распространенную надежду на появление освободителя, объявляя себя мессиями, вероятно, даже ощущая себя в роли посланников бога, усиливая таким образом подозрение властей к религиозным движениям. Среди менее политически активных, более религиозно-настроенных людей появлялись проповедники. Среди ессейских сект значимой фигурой был "учитель праведности", живший где-то на стыке второго и первого века до н.э. и казненный властями. Во второй половине первого века н.э. распространился слух об одном из таких проповедников по имени Иисус, который учил, совершал по рассказам чудесные исцеления и так же был казнен римскими властями.
Вокруг фигуры основателя нового учения стали собраться рассказы, подбирались сборники его изречений. Как и ессейские секты новое учение выступало против устоявшегося в обществе подхода к религии, но в отличие от него не в сторону ужесточения и буквального соблюдения религиозных норм, а в сторону исполнения Закона "по духу". Со временем отдельные подборки высказываний, относимых на счет Иисуса, стали литературно оформляться и записываться. Стали появляться евангелия.
Евангелие по-гречески означает благая весть. Впервые литературный жанр "евангелие" появился после смерти римского императора Августа и являлось гимном его божественности. Были также рассказы о чудесах, совершаемых императорами, знамениях событий их жизни.
Христианские евангелия содержат в себе краткую биографию Иисуса Христа, набор эпизодов из его деятельности, рассказ о распятии и воскресении. Канонические евангелия касаются в основном последнего года или нескольких лет его жизни, неканонические - всей жизни, начиная с детства. Создание неканонических евангелий продолжалось до середины первого тысячелетия. Эти произведения, будучи созданными позднее не получили признания церкви при канонизации. Создание канонических евангелий относится к концу первого века н.э. Церковь назначила авторов каждого из евангелий, как и всех других произведений нового завета, основываясь на именах, в них фигурирующих и из необходимости придания авторства одному из современников Христа, фигурирующих в рассказах. В настоящее время с научной точки зрения правдоподобно авторство четырех из посланий Павла и сомнительно авторство пары других посланий.
Хронологически первым из существующих евангелий является "Евангелие от Марка" (за исключением финальной части, приписанной позднее, о событиях после воскресенья Христа, первичный вариант Марка оканчивается на обнаружении пустого гроба). Это евангелие написано около 70 г. Его автор довольно далек от иудаизма, целью его повествования является рассказ о чудесах, совершенных целителем-проповедником.
Вторым из канонических Евангелий является "Евангелие от Матфея". Оно является компиляцией евангелия от Марка и какого-то другого источника, написанной правоверным иудеем с целью доказать, что Иисус является ожидаемым иудеями мессией. Написано оно на несколько лет позже на греческом языке, предположительно в Египте или Сирии. Компиляционная природа произведения привела к частому дублированию сюжетов с несколько измененными условиями. В конце первого века н.э. ходило другое евангелие аналогичного наименования на арамейском языке, однако текстология канонического показывает его изначально греческий стиль и исключает вариант о переводном характере; комментарии по формату и содержанию арамейского Евангелия от Матфея также не сочетаются с современным содержанием канонического.
"Евангелие от Луки" написано в 80-90-х годах и в качестве источника снова использует "Евангелие от Марка", евангелие от Матфея ему по-видимому не знакомо. Автор этого произведения весьма образован и широко использует доступную историческую литературу, хорошо владеет стилистическими приемами и, в отличие от предыдущих, ориентировавшихся на запись устных рассказов, широко использует собственный художественный вымысел.
Три перечисленных евангелия называются синоптическими, поскольку имеют сходный сюжет и в целом довольно редко противоречат друг другу. Четвертое каноническое евангелие - "Евангелие от Иоанна" резко отличается как по стилистике, так и по сюжету. Оно рисует Христа как божественную сущность, далекую от образа учителя-проповедника. В отличие от Иисуса синоптических евангелий, котрый не претендует на божественность, Иисус Иоанна определенно подчеркивает свою высшую природу. Примечательна двойная концовка произведения, очевидно позднейший переписчит счел нужным дополнить произведение сформировавшейся к его времени версией трактовки событий. Из всего нового завета, евангелие от Иоанна содержит наиболее яркие поэтико-мистические моменты - произведение начинается с краткой формальной формулировки философии близкой философии Филона Александрийского, которая, однако, не была осознана, по-крайней мере, конечным автором и была сведена к повседневной мистике.
Деяния апостолов продолжает рассказ евангелия от Луки, освещая деятельность отдельных учеников Христа и апостола Павла после смерти Христа. Послания апостолов выражают различные мнения и наставления по отношению к бытовым ситуациям и религиозным аспектам.
Апокалипсис или откровение Иоанна богослова представляет собой книгу с наиболее интересной историей. Написана она была одной из первых, вероятно, самой первой, книг нового завета в конце 60-х годов н.э. Это произведение, его образы и предсказания уже почти две тысячи лет наводит ужас на искренне верующих. Оно действительно содержит пророчество, которое, однако, не сбылось - пророчество о возвращении погибшего (а по слухам чудом выжившего) императора Нерона. Настоящий жанр оригинального ядра произведения - политическая антиутопия, художественно прикрытая, очевидно из соображений безопасности художественными образами, заимствованными из ветхого завета и апокрифических (неканонических произведений религиозного содержания и стилистики) произведений. Оно выражает страх перед бедами, в случае возвращения кровавого императора к власти. Метафорическое прикрытие тематики было раскрыто в начале 19 века н.э. - звери оказались римскими императорами, великий город - Римом, Армагеддон - расправой вернувшегося императора над непокорными.
Помимо всего прочего апокалипсис интересен тем, что в нем есть элемент современной теории информации - контрольная сумма имени Нерона. Знаменитое число "зверя" 666, является фактически цифровой подписью сочетания "Кесарь Нерон", написанного на иврите. Еще большую достоверность подписи придает второй ее вариант - в конце второго века была известна и другая версия "числа зверя" - 616, которая получается при сложении цифровых значений "Кесарь Нерон" при написании на латинский манер - без финального "Н".
atheism.narod.ru/religion/new_testament_origin....