
Зарождение первых элементов библейских сказаний начиналось с поклонения древнееврейских племен, живших в Аравии и на Синайском полуострове, духам предков и покровителям стихий природы. Впоследствии из легенд культа предков сформировались предания о патриархах (Авраам, Иаков...). Одним из множества духов природы кочевые древнееврейские племена почитали Яхве. В середине второго тысячелетия до н.э. начинается завоевание еврейскими племенами Палестины. К этому времени Яхве стал считаться племенным покровителем одного из племен - племени Иуды.
По-видимому от жителей Палестины происходит первое заимствование шумерского мифа о потопе. В Шумере миф сформировался к концу 3 тысячелетия до н.э.. Различия между шумерским и одной из библейских версий мифа незначительно: в шумерском мифе потоп длиться 7 дней; среди богов разделены роль - потоп на Землю навел прогневавшийся бог Энлиль, другой бог Эа предупреждает человека Зиудзудду (Утнапиштима) о потопе, содержатся подробности об отчаянии богов.
В начале первого тысячелетия до н.э. происходит заимствование еврейскими племенами письменности, после чего появляются первые записи устных преданий. В это время появляются первые книги, легшие позднее в основу текста Библии.
В десятом веке возникает объединенное еврейское государство. Столицей стал завоеванный царем Давидом Иерусалим. В это время начинается систематическая летопись. К этому моменту культ Яхве как общего покровителя еврейского народа уже набирал значительную силу, благодаря возвышению племени Иуды.
В конце десятого века н.э. происходит раскол государства на Иудею и Израиль. Иудея остается под влиянием культа Яхве, а Израиль под влиянием главенствующих в нем племен Иосифа и Эфраима переходит к почитанию других богов. В Израильском государстве формируется "Элохист", который позднее войдет в состав Библии. Его название происходит от Элохим (боги). В Иудее же продолжает развиваться культ Яхве и к 8 веку до н.э. формируется другое предание - Яхвист (документ "J"), выделяющий бога Яхве как главного бога. Позднее, примерно к 7 веку до н.э., книги объединяются, причем с достаточно грубо - участки Элохиста вставлены в повествование Яхвиста, что кое-где приводит к очевидным неувязкам и дублированию частей эпизодов в разных вариантах. Повествование довольно легко разделяется на исходные Яхвистские и Элохистские составляющие. Помимо упоминания бога словами "Элохим" и "Яхве" произведения выделяется стилистикой и отношением к главенству среди богов.
В 7...6 веке до н.д. появляются первые книги пророков, точнее исходные их версии, поскольку переписчики в последующем в последствии добавляли свой материал к повествованию. Кроме того, при переписывании и переводах существовала значительная вероятность ошибок, связанных с том, что письменность этого времени не содержали гласных.
В 8 веке Ассирия завоевала Израиль и увела в плен большое количество его жителей. К концу 7 века до н.э. на месте Ассирии возникает Вавилонское государство. Практически сразу после этого происходит нападение Вавилона на Иудею и последующим ее завоеванием Навуходоносором. Завоевание Иудеи обосновывается пророками, как наказание за отклонение от культа Яхве.
Вавилонское пленение познакомило евреев с новой развитой культурой. Происходит заимствование вавилонских сказаний. Так, рассказ о сотворении мира, приведенный в первой главе книги Бытия, заимствован именно из вавилонских легенд.
Во время вавилонского плена письменно фиксируются богослужебные ритуалы культа Яхве, вошедшие в документ, известный под наименованием "Второзаконие".
В обстановке угнетения начинает развиваться мессианская идея о грядущем освобождении из плена. В 6 веке до н.э. Персия завоевывает Вавилон. Персидский царь Кир позволяет евреям вернуться в Палестину. В Палестине начинается борьба за восстановление культа Яхве и руководство духовенства.
После освобождения из вавилонского плена завершается формирование Жреческого кодекса (документ "P"). Новая идеология требует поклонения исключительно богу Яхве, неукоснительного соблюдения закона Моисея, принятия власти жрецов. Повествованья, внесенные в библию при создании Жреческого кодекса отличаются официальной "церковной" направленностью, лишен фольклорной красочности более ранних сюжетов. В Жреческий кодекс входит второй вариант легенды о потопе, заново заимствованный у вавилонян и пропущенный через идеологическую обработку.
При их составлении, по-видимому, использовались и реальные исторические летописи.
В середине 5 века до н.э. в Вавилоне книжником Езрой формируется Шестикнижие. Езра включает в него повествования Элохиста и Яхвиста, Второзаконие и Жреческий кодекс, подправленные в соответствии с новой идеологией. В современной Библии Шестикнижие разделено на Моисеево пятикнижие (Тора, Закон) и книгу Иисуса Навина. Книга обнародуется и вводится в действие в Палестине при содействии персидских властей.
К этому времени относится написание части "исторических книг" Ветхого завета: книг судей и царств. В конце 4 века н.э. пишутся книги хроник ("Паралипоменон"). При этом во многом происходит переписывание книг Царств.
В конце 4 веке до н.э. Палестина завоевывается Александром Македонским. Язык Македонской империи - греческий - получает широкое распространение. Еврейские диаспоры вне Палестины оказываются на территории с преобладанием греческого языка. Местные евреи начинают забывать свой язык и возникает необходимость перевода Библии на греческий язык. Начался перевод в 3 веке до н.э. и закончился не ранее 1 века до н.э. Этот греческий перевод известен под названием "Септуагинта".
Во втором веке до н.э. написана апокалиптическая книга пророка Даниила, повествующая о грядущем конце света и пришествии мессии, которому будут служить все народы, и чье владычество будет вечным.
В общей сложности длительность написания Ветхого завета от записи песни Деворы до создания книг Экклезиаст и пророка Даниила составила около тысячи лет. Отдельные сказания, вошедшие в него берут начало еще в 3 тысячелетии до н.э. По мере развития культа Яхве легенды о других богах переносились на этого бога. Со становлением монотеизма тексты претерпевали очередные изменения: в них постепенно вымарывались имена других богов, хотя следы от них остались даже в современной Библии. По мере написания и переписывания Библии происходил постоянный перевод с "исторического" языка - язык на протяжении тысячелетия не оставался неизменным. В н.э. крупных изменений текст не претерпел - происходила только его "полировка" и интерпретация при переводе в Христианской версии, наример, отвлеченные упоминания помазанника бога кое-где конкретизированы именем Христа.
Латинский вариант библии был создан в 4 веке н.э. Иеронимом, до этого существовали отдельные переводы на основе "Септуагинты".
В 7...8 веках н.э. иудейскими учеными был выработан единый масоретский текст библии, установленный в качестве иудейсткого канона. Из-за разности в тысячелетие между масоретским текстом и Септуагинтой существует большое число разночтений.
Современное деление Библии на главы было произведено в 13 веке н.э. в Англии, на стихи в 16 веке. Разбиение оказалось достаточно удобным и было заимствовано даже иудаистскими обработчиками.
atheism.narod.ru/religion/old_testament_origin....