'
Религиозные представления (вера в наличие души, в богов и загробный мир) не являются врождёнными. У людей доисторической эпохи долгое время не было никакой необходимости верить во что-либо сверхъестественное. Доисторический человек был ещё весьма далёк как от понимания происходивших вокруг него процессов и явлений, так и от фантазий о чём-либо абстрактном. И до определённой поры доисторический человек не видел необходимости в расширении своих знаний об окружающем мире: природа давала укрытие и пропитание, а основным занятием древних людей была забота о потомстве. Это было практически животное существование.

Но из-за окружающих человека хищников, а также из-за роста численности человеческих племён и по причине возникновения конфликтов между племенами за территорию и пропитание, люди стали больше интересоваться окружающим миром ради реализации своих долгосрочных планов (например планов дальнейших отношений с враждебным племенем), стали чаще задумываться о том, как лучше себя защитить, и о причине своих побед и неудач.

Кроме того, древние люди, как и многие другие существа могли наблюдать различные непонятные им явления природы (молнии, северное сияния, смена сезонов, затмения) а также видеть сны, галлюцинации, подвергаться болезням и внезапной смерти. Всё это вызывало у доисторических людей массу вопросов, ответы на которые они искали в своей фантазии.

Древний человек мог задуматься о своей неудаче в погоне за добычей или в сражении с противником и уснуть, а во сне увидеть лица своих давно умерших предков и сцены из их жизни. Это могло натолкнуть его на мысль, что предки вернулись, чтобы подсказать, как избежать неудач.

Таким образом у доисторических людей сформировалось заблуждение о существовании духов умерших предков. Люди стали воображать, что их умершие предки на самом деле переходят в мистическую страну мёртвых, откуда могут передавать знаки или сообщения. Также люди стали представлять, что эти сообщения могут находиться и повсюду в окружающем мире: на небе в виде звёзд, на ландшафтах гор, в кронах деревьев, в поведении природы.

Затем древний человек стал попросту усложнять свою фантазию: духи предков наделялись иерархическими различиями, над ними воображался ещё более значимая персона - перво-предок, верховный предок, который наделялся мифическими способностями вплоть до обожествления и предания ему статуса бога-создателя.

Вера эта окружалась преданиями, новыми фантазиями, легендами. Затем она оказалась полезной вожакам племён для укрепления своей значимости в племени. Вождь или жрец позволял себе объявлять племени "повеления богов", расценивая засуху и неурожай (или нападение соседних племён) как кару небесную за какие-либо вольности неугодных ему членов племени. так сформировались религиозные заблуждения. И современные верующие до сих пор мало чем отличаются от древних людей, вообразивших себе бога из-за своего невежества.

@настроение: :)

@темы: вера, заблуждения, мифы, разум

Комментарии
01.04.2012 в 01:26

Люди уходят, чтоб возвращаться в сны (с)
"Религия - опиум для народа" (с) :)
А ты сам веришь в какого-нибудь бога, сверхъестественное или ты атеист?
01.04.2012 в 01:28

Атеист.
Атеизм - это одна из сторон разумности.
:)
01.04.2012 в 01:37

Люди уходят, чтоб возвращаться в сны (с)
Кстати, атеизм бывает разный.
Первый вид - вообще не верить в богов, каких бы то ни было.
Второй вид - верить в то, что боги-таки есть, но в жизни людей они не участвуют.
И третий вид - верить в то, что боги есть, они даже как-то участвуют в жизни людей, но их судьба им безразлична.
*умничаю немного, ай-яй-яй*)))
01.04.2012 в 01:48

ну, нет... атеизм - это всегда совсем никаких богов (а-теос), а если боги предполагаются, то это агностицизм (незнайство) или деизм (бох-тварец, сотворил и бросил, о судьбе людей не беспокоится, в их служениях не нуждается и вообще где-то потерялся), а когда боги участвуют в жизни людей, то это теизм (то, что в религиях). И в теизме уже могут быть вариации, какое отношение у этих богов к происходящему.
01.04.2012 в 02:04

Люди уходят, чтоб возвращаться в сны (с)
Если считать теизм верой в единого персонифицированного бога, то людей, верящих во множество других богов, деистов и даже политеистов можно классифицировать как атеистов.
То, что ты перечислил, является классификацией Р.Докинза. Ты все-таки, наверное, прав больше, чем я. Хотя подобная путаница происходит из-за широты понятия "атеизм"...
01.04.2012 в 02:16

Вообще, эти названия теизм и деизм - не особо отражают суть того, во что люди верят. И то и другое происходит от слова "бог", но теизм - от греческого, а деизм - от латыни.)) По логике словом "теизм" можно назвать и веру в много богов, а для веры в одного бога имеется "монотеизм".. Да и как можно называть политеистов или пантеистов атеистами, если они верят бога или божеств? Это будет не правильно. Буддистов можно считать атеистами, потому что они верят не в бога, а в определённые достижения самопознания. О__о
01.04.2012 в 02:25

Люди уходят, чтоб возвращаться в сны (с)
В общем, все и просто, и сложно одновременно) границы между некоторыми понятиями очень тонкие...
А я вот верю в бога. Или богов. Последние два года пытаюсь разобраться в своих религиозных убеждениях...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail